Главная » Статьи » Олдтаймеры |
Полвека назад, а точнее 22 ноября 1960 года, началось производство «Запорожца» ЗАЗ-965 – одного из самых неоднозначных отечественных автомобилей. Работы по проектированию будущего юбиляра начались в 1956 году. Разработка конструкции осуществлялась на МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей). К тому времени было свернуто производство малогабаритного «Москвича-401», а пришедший ему на смену «Москвич-402» был крупнее. Таким образом, в типаже автомобилей, предлагаемых населению, образовалась пустота в классе микролитражных небольших машин, весьма востребованных трудящимися. В середине прошлого века имела большую популярность заднемоторная компоновка, особенно в классе автомобилей малых форм. Ярким представителем такого конструктивного решения был FIAT-600, вышедший в свет в 1955 году. Именно этот популярный «итальянец» и стал той «печкой», от которой начали «плясать» конструкторы МЗМА при проектировании нового автомобиля. На испытания первый прототип, носивший имя «Москвич-444», выехал в 1957 году в октябре. При явном сходстве с прообразом, «Москвич-444» все же имел существенные отличия от FIAT-600. Внешние отличия были в задней части автомобилей, так у 444-го был ступенчатый задок, в то время как FIAT щеголял покатой кормой. Вместо 12-дюймовых колес на «итальянце» применили 13-дюймовые, учитывая в каких дорожных условиях будет эксплуатироваться отечественный автомобиль. Немаловажной для нашей страны особенностью кузова стали одинаковые лобовое и заднее стекла. Таким образом, при повреждении ветрового стекла (что было не так уж и редко на дорогах Советского Союза) можно было установить на его место заднее и продолжить движение, не сильно потеряв в комфорте. В движение «Москвич-444» приводился оппозитным двухцилиндровым двигателем МД-65, позаимствованным с мотоцикла «Урал». Не совсем удачная компоновка двигателя с слишком глубоким картером, вынудила применить в приводе задних колес колесные редукторы. Только так можно было получить необходимый клиренс. Для
мотоциклетного двигателя, легко справлявшегося с 320-килограммовым мотоциклом с
коляской, вдвое более увесистый автомобиль оказался тяжеловат. Автомобиль с
большим трудом разгонялся до максимальных Пока шла
работа над новым двигателем, для доводки ходовой части и органов управления
прототип оснастили двигателем BMW-600.
Картер немецкого мотора был мельче, это позволило исключить из привода колесные
редукторы, что снизило неподрессоренные массы на Производство нового автомобиля было решено наладить на запорожском заводе «Коммунар», выпускавшем сельхозтехнику, для чего он был основательно реконструирован. Для производства двигателей был выбран мелитопольский завод легких дизелей. Для подготовки полного комплекта чертежей в начале 1959 года в Москву прибыли инженеры с Запорожского автомобильного завода. И уже в апреле совместно с инженерами МЗМА был сформирован и доставлен на ЗАЗ полный комплект технической документации для запуска производства. К июню 1959 года в НАМИ были готовы два варианта двигателей – 965В и 965Г. Оба были о четырех цилиндрах с воздушным охлаждением. Отличия заключались в схеме расположения цилиндров и незначительной разнице рабочих объемов: первый 746-кубовый был V-образным, второй оппозитный имел рабочий объем 752 куб. см. Главным недостатком двигателя с V-образным расположением цилиндров стали неуравновешенные моменты инерции, вынудившие конструкторов применить в конструкции балансирный вал. Зато такой двигатель получился достаточно компактным и обладал неплохой ремонтопригодностью. Минусом «оппозита» было неудачное размещение распределительного вала под коленвалом, значительно усложнявшее обслуживание ГРМ. Так же большая ширина силового агрегата, тесно зажатого между колесными арками, не лучшим образом сказалась на доступности к узлам для ремонта и обслуживания. В итоге, под капотом серийного ЗАЗ-965 обосновался V-образный мотор. Двигатель располагался в заднем свесе автомобиля, он стыковался с 4-ступенчатой КПП, а между ними поместилась главная передача с дифференциалом. Таким образом, блок мотор-трансмиссия получился чрезвычайно компактным, что было немаловажно для миниатюрного автомобиля. 965-й «Запорожец» с успехом эксплуатировался как в городе, так и на селе. Горожане оценили в нем превосходную маневренность и топливную экономичность. Сельских жителей автомобиль пленил отменной проходимостью, получившейся в результате сочетания гладкого днища, загрузке ведущих колес и независимой подвеске. Недостатком автомобилей с заднемоторной компоновкой был маленький багажник, расположенный спереди. Для улучшения перевозочной способности владельцы многих «горбатых» «Запорожцев» демонтировали переднее пассажирское сидение, и получившуюся площадку использовали для перевозки грузов. Благо широкая дверь, открывающаяся навстречу движению, открывала большой проем, а двухдверный кузов обладал завидной прочностью. С 1960 по 1964 год выпускался ЗАЗ-965 с двигателем объемом 746 куб. см. В 1962 году появился ЗАЗ-965А, отличавшийся мотором большего объема в 887 куб. см. Не обделены вниманием были инвалиды. Выпускалось несколько модификаций для людей с ограниченными возможностями. Производство объекта насмешек, анекдотов, издевательств было прекращено в 1969 году. Сейчас к «горбатому» «Запорожцу» проявляют интерес не только любители ретро-автомобилей, но и любители поэкспериментировать с техникой. Каких только экзотических автомобилей не строят на базе 965-го: и кабриолеты, и лимузины, и полноприводные «покемоны» с двигателем от «восьмерки» и трансмиссией ЛуАЗа, и среднемоторные аппараты с агрегатами отечественных автомобилей и иномарок. Нашлись даже умельцы, сращивающие кузов «горбатого» с днищем «Оки», превращая «Запорожец» в переднеприводный автомобиль, своего рода репликар. И уж конечно ни одна выставка автомобильного антиквариата в нашей стране не обходится без участия нашего героя. | |
Просмотров: 4207 | | |
Всего комментариев: 0 | |