Главная » Статьи » Олдтаймеры |
Citroёn DS - легендарная «Богиня»
В 2010-м году исполняется 55 лет с начала выпуска Citroen DS. Есть повод вспомнить эту, без сомнения, легендарную машину.
Будущую звезду «Фантомаса» и многих других кинолент представили публике в 1955 году на 42-м Парижском автосалоне. Премьера автомобиля произвела эффект разорвавшейся бомбы. За все время работы выставки вокруг Citroen DS постоянно собиралась толпа. В течение первого часа после премьеры стать владельцами «Богини» (DS звучит как французское слово deesee, что переводится как Богиня) пожелали около 800 покупателей, к концу первого дня количество заявок на машину достигло 12 тысяч.
Работа над проектом шла под руководством Андре Лефевра – талантливого инженера и автогонщика. Помимо безумно красивого дизайна, в конструкцию автомобиля была заложена масса неординарных технических решений: единая гидравлическая система, обслуживающая гидропневматическую подвеску, усилители рулевого управления и тормозов, привод переключения скоростей в КПП, автоматическое сцепление.
Революционный футуристический облик Citroen DS создал Фламинио Бертони – выдающийся дизайнер, скульптор и живописец. Некоторые источники, спутав фамилию Бертони с Нуччо Бертоне, приписывают авторство дизайна студии «Bertone». Бертони так же принадлежит авторство дизайна ситроеновских моделей «Traction Avant» и «2CV». Стремительный кузов с задними колесами, спрятавшимися в обтекаемой сужающейся корме, обладал прекрасной аэродинамикой (Сх=0, 34), а благодаря изящным тонким стойкам крыши, обладал большой площадью остекления. Отсутствие оконных рамок на дверях придавало еще большую легкость и изящество облику.
Конструкцию кузова Citroen DS можно назвать условно несущей, правильней было бы отнести его к кузовам с несущим полом, так как стойки и брус крыши мало влияли на силовую структуру. Такая конструкция позволяла создавать открытые модификации без дополнительного усиления конструкции. Дверные панели, капот и крышка багажника были из алюминиевого сплава, панель крыши изготавливалась из пластмассы. Все это обеспечило низкое расположение центра тяжести. Внешние кузовные панели были легкосъемными. Штрихом, привлекающим внимание в салоне, было рулевое колесо с одной спицей – решение ставшее на долгие годы визитной карточкой автомобилей марки Citroen.
Силовой агрегат и компоновку Citroen DS унаследовал у «Traction Avant», т.е. он был переднеприводным. Компоновка силового агрегата была необычной для нашего времени – двигатель располагался продольно за КПП с главной передачей внутри базы. В первые годы автомобиль комплектовали модернизированным мотором от «Traction Avant» - рядной «четверкой» объемом 1,9 л. В дальнейшем на машину ставили новые более мощные двигатели с большим объемом.
Наравне с невероятным обликом Citroen DS обладал незаурядной технической начинкой. Наиболее значимым техническим новшеством, ставшим впоследствии отличительной особенностью легковых автомобилей с двойным шевроном, была независимая гидропневматическая подвеска. Такая подвеска, обеспечивая невероятную плавность хода, позволяла изменять клиренс в зависимости от дорожных условий. Для преодоления неровностей или бездорожья автомобиль приподнимался, улучшая геометрическую проходимость, что при размере колесной базы в 3130 мм нелишне. При движении по ровному гладкому асфальту с большой скоростью, дорожный просвет уменьшался, обеспечивая улучшение устойчивости и снижение аэродинамических потерь, что, в свою очередь, способствовало снижению расхода топлива. Еще одной приятной особенностью такой подвески стала возможность замены колеса без использования домкрата – автомобиль поднимался на максимальную высоту, под кузов возле меняемого колеса ставилась подставка, далее кузов опускался, и нужное колесо оказывалось вывешенным.
Citroen DS стал одним из первых серийных автомобилей оснащавшихся дисковыми тормозами. Необычным было расположение тормозных дисков: они располагались не возле колес, а были закреплены около главной пары. Такое решение способствовало снижению неподрессоренных масс. Применение гидроусилителя тормозов позволило сделать своеобразную механическую АБС.
Давление во всей гидросистеме автомобиля создавал насос, приводимый двигателем. Все гидравлические «помощники», несомненно, добавляли комфорта и удобство управления, но и значительно усложняли конструкцию и обслуживание, что не могло не сказаться на надежности. Ведь отказ любого компонента обширной гидросистемы Citroen DS обездвиживал автомобиль.
Параллельно с Citroen DS выпускалась ее упрощенная версия ID, отличавшаяся отсутствием гидроусилителя руля, тормозами без АБС, механическим приводом переключения передач в КПП, отсутствием стеклоподъемников в задних дверях, омывателя лобового стекла, заднее стекло делалось из оргстекла, переднее сиденье было сплошным, что позволяло перевозить на одного пассажира больше.
Наряду с седанами Citroen DS и ID производились в кузовах универсал и кабриолет. Совместно с ателье «Chapron» производились лимузины и купе.
Выпускали Citroen DS в течение 20 лет с 1955 по 1975 год. За эти годы автомобиль неоднократно модернизировали. В 1967 году провели рестайлинг модели. Автомобиль обзавелся сдвоенными фарами, накрытыми прозрачным колпаком. К таким фарам тут же приклеилось выражение «кошачий глаз». Фары ближнего света были поворотными, при повороте передних колес, фары поворачивались в сторону поворота.
За 20 лет производства было выпущено 1456115 автомобилей. И по сей день Citroen DS восхищает своим великолепным дизайном, вошедшим во все хрестоматии по автомобильному дизайну.
| |
Просмотров: 2426 | | |
Всего комментариев: 0 | |