Главная » Статьи » Самавто

Самодельные автомобили.

Типаж легковых автомобилей, выпускаемых в Советском Союзе для реализации населению, не отличался большим разнообразием. Мало того, даже при таком скудном выборе, приобрести автомобиль в личное пользование, могли очень немногие. Дело даже было не в слабой платежеспособности населения, а в том, что автомобили были в большом дефиците. И зачастую людям приходилось стоять в очереди на право приобретения собственной машины в течение нескольких лет.

Но нашлись люди, по определенным причинам, не желавшие мириться с существующим положением. Они стали самостоятельно строить автомобили. Причины, толкавшие человека, или коллектив, на создание самодельного автомобиля могли быть самыми разнообразными, это: и простое желание иметь собственную машину, и жажда творчества, и стремление создать то, чего не предлагала промышленность (спортивные автомобили, автомобили-дачи или, как сейчас их называют – кемперы, амфибии, микрогрузовики и т.д.), и простое желание выделиться из однообразного потока.

Первые любительские конструкции появились еще в 50-х годах. Как правило, это были неказистые конструкции, собранные зачастую из того, что было под рукой. Немало было оппонентов новому виду технического творчества, аргументировавших свою позицию тем, что самодеятельный конструктор не в состоянии создать надежную конструкцию, отвечающую всем современным техническим требованиям, безопасную на дороге, эстетически продуманную. Чего греха таить, первые несовершенные самоделки были благодатной почвой для критики. Но прогресс и техническое творчество не стояли на месте, и с каждым годом появлялись все новые, более совершенные оригинальные самодельные машины.

Журнал «Техника- молодежи» первым обратил внимание на самодельные автомобили, и в дальнейшем прилагал много усилий для популяризации движения «самавто». Так, первые технические условия на изготовление самодельных автомобилей были разработаны журналом совместно с ГАИ в 1957 году, что позволило хоть каким-то образом узаконить использование самодельных конструкций. Первые же «Технические требования к микролитражным автомобилям и мотоколяскам, изготовленным в индивидуальном порядке» вступили в силу в 1965 году. Позже «технические требования» обновлялись в 1981 и в 1987 годах.

В октябре 1963 года по инициативе «Техники-молодежи» была проведена небольшая выставка самодельных автомобилей. В 1967 году в рамках выставки технического творчества на ВДНХ СССР были представлены любительские конструкции. А, начиная с 1969 года, стали проводиться регулярные междугородные пробеги самодельных автомобилей. Во второй половине 80-х годов даже состоялись два международных пробега в Болгарию и Чехословакию.

Немаловажную роль в популяризации самодеятельного автомобилестроения сыграла популярнейшая телепередача «Это вы можете», собиравшая миллионную аудиторию у экранов телевизоров.

Съемка передачи "Это Вы Можете".

Наибольший расцвет «самавто» пришелся на 80-е годы. Были здесь и свои «звезды»: ЮНА Ю. Алгебраистова, красавица «Панголина» А. Кулыгина, «Тритон» (своеобразная помесь автомобиля и катера) Д. Кудрячкова, «Лаура» Д. Парфенова и Г. Хаинова, "Катран" А. Федотова, псевдо джип «Мул» С. Хопшановова, ставший объектом для повторения многими самодельщиками, амфибия "Ихтиандр" И. Рикмана, «Орор» с дверями типа «крыло чайки» Г. Матевосяна, «Меркурий» В. Мищенко и многие другие менее известные, но не менее интересные автомобили.

В 90-х годах по ряду причин движение «самавто» стало терять былую популярность (к тому времени на учете в ГАИ стояло более трех тысяч самодельных автомобилей), пока к нашим дням не сошло практически на нет. Что же произошло? Каковы причины?

Во-первых, предложение автомобилей стало весьма разнообразным. Помимо легковых стали доступны и грузовые автомобили и автобусы, появились иномарки. Тем самым, ряды самодельшиков покинули те кому нужен был просто автомобиль, те кому нужен был грузовик или микроавтобус, иномарки позволяли выделиться (в настоящее время это неактуально, проще выделиться на отечественном автомобиле).

Во-вторых, трудные как в финансовом, так и в политическом плане 90-е годы не способствовали техническому творчеству, выжить бы. К тому же средства массовой информации потеряли интерес к самодельным автомобилям.

В-третьих, в современной России зарегистрировать самодельный автомобиль стало практически невозможно. Спасибо вам огромное, «те, кто наверху»!

Но, слава богу, не перевелись еще самодельщики. Остались еще настоящие энтузиасты, которые несмотря ни на что создают оригинальные конструкции, настоящие экзотические автомобили. Честь им и хвала!

 


 
Категория: Самавто | Добавил: Михаил (07.12.2010)
Просмотров: 14200 | Теги: Самавто, автосамоделки, самодельные автомобили | Рейтинг: 4.7/13
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]